Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
"Экономический лицей"
Страничка социального педагога

Страничка социального педагога

     


   


В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - это содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья. Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей.

    Таким периодом и является переход из начальной школы в среднее звено. Чем он характерен? Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников - все это может приводить к эмоциональной нестабильности, повышению утомляемости, и, как следствие, к снижению успеваемости и нарушению поведения.

     Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами.

     Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью).

     «Пусковым механизмом» процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма».

Выделяют 3 составляющие, которые входят в понятие адаптация: адаптация физиологическая, психологическая  и  социальная (или личностная).

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ученика, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

       Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

     Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

     Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

     Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

      На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому родителям важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.

      Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация связана с уровнем развития умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать отношения со сверстниками и педагогами, с формированием умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

    К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособиться к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, к самостоятельной организации учебной деятельности.

   При этом ни у классного руководителя, ни учителя-предметника нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам.   

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод,что школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к новым требованиям и условиям обучения, а возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

     Создание социально-педагогических условий, способствующих успешной адаптации пятиклассников - важнейшая задача школы, так как именно этот возрастной период важен при формировании личности школьника, закладывает потенциал его дальнейшего развития. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.У младших подростков, как уже отмечалось, с одной стороны, очень сильное желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничество в новом классном коллективе.Кроме того, на благоприятную адаптацию при переходе в среднюю школу влияет и установка родителей.Если действия педагогов и родителей будут согласованны, детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам.

      Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Чем больше получено информации на данном этапе, тем легче будет помочь пятикласснику.

       Потому задача родителей - помочь в сложном деле: больше узнать о друзьях ребенка, познакомиться с ними, пригласить их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте обычно в классах формируются группы по интересам.

     Обязательно надо тщательно контролировать ребенка: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Иногда дети, собираясь в школу, кладут в портфель совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Заметив несоответствие, не спешите исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам, тем самым развивается его внимание и воспитывается самостоятельность.

    Таким образом, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства: педагогов, детей и родителей.

    Страничку ведет социальный педагог лицея Чернякова Инна Викторовна


Безопасность детей в интернете

Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел возможность получать полезные и развивающие знания из Интернета? Но вы обеспокоены тем, что из Всемирной сети на него, как из рога изобилия, может обрушиться совсем не детская информация? И вы заинтересованы в том, чтобы он мог бывать только на проверенных и безопасных сайтах и форумах. А еще вы не хотите, чтобы ваш компьютер страдал от интернет-вирусов и прочих сетевых недугов.

Чтобы  дети не подвергались опасности, мы должны научить их навыкам безопасного использования цифровых технологий. Речь идет об умении активно и ответственно действовать в Интернете, вести себя так, чтобы Интернет стал по-настоящему безопасным пространством, в котором есть свои законы, правила и нормы. 

Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.

Цель лиги — искоренение опасного контента путем самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей. 

С рекомендациями Лиги безопасного интернета для обеспечения безопасности детей в интернете можно познакомиться на сайте http://www.ligainternet.ru/.


Горячая линия "Ребенок в опасности"

Сотрудниками следственного управления в режиме реального времени ведется круглосуточный прием обращений граждан, содержащих информацию о противоправных действиях в отношении детей. Телефоны службы - 8(383) 363-58-08 или 123 (для абонентов сотовых сетей).

Обратившись на телефонную линию можно сообщить о всяком ставшем известном случае нарушения законных прав и интересов несовершеннолетних, о нахождении несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации. о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о ситуациях, создающих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и др.

Каждый обратившийся гражданин будет услышан, а поступившие сообщения будут рассмотрены в соответствии с действующим законодательством РФ и по ним будут приняты решения.


Особенности подросткового возраста