Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
"Экономический лицей"
Речевая готовность к обучению в школе

Речевая готовность к обучению в школе

Вопрос о готовности ребенка к школе волнует многих родителей будущих первоклассников. Готовность ребенка к школьному обучению понятие разнонаправленное, начиная от физических параметров развития (рост, вес, смена зубов, готовность мелкой моторики к письму), заканчивая умением организовывать свою деятельность (способность принимать инструкцию, планировать деятельность, умение общаться). Одним из основных направлений готовности является речевая готовность ребенка к обучению в школе. Для успешного обучения у ребенка должны быть сформированы следующие способности:


- способность правильно произносить все звуки родного языка;


- способность к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова);


- обладание хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п;


- грамматически правильно строить предложение, правильно использовать предлоги, приставки, союзы;


- умение самостоятельно рассказать знакомую сказку или составлять рассказ по картинкам.


Родителям важно понимать, без определенного уровня развития ре­чи обучение будет значительно затруднено. В такой ситуации будет необходима консультация (а возможно, и специальные занятия) с логопедом.


Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.


На ряду с этим встречаются более сложные нарушения, когда при множественных, единичных нарушениях произношения звуков или при сохранности всех звуков имеются серьезные проблемы на уровне фонематического слуха, восприятия и представлений (будущий первоклассник затрудняется назвать первый или последний звук в слове, определить слово с заданным звуком, устно разделить слова на слоги). В таком случае занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотв­ратить трудности при освоении письма и чтения. Со своей стороны, родители должны обеспечить максимальное соучастие в коррекции речевых нарушений. Очень важно создать благоприятное речевое окружение ребенка: слышимая речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо соблюдать все рекомендации специалиста в выполнении развивающих упражнений (артикуляционная гимнастика, отработка речевого материала с поставленным звуком), как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Не менее значимым является сохранение позитивного настроя на занятия, ни в коем случае не ругать ребенка за неправильную речь, не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов, ненавязчиво исправлять неправильное произношение.


Таким образом, вовремя замеченная проблема и своевременное ее устранение с помощью взаимодействия родителей и специалиста помогает благополучно преодолеть речевые проблемы будущего первоклассника, тем самым создать благоприятные условия для дальнейшего успешного обучения в школе.  


учитель-логопед первой к.к. МБОУ ЭКЛ

Сафронова Анастасия Александровна